annotacija-k-rabochej-programme-po-biologii-5

Аннотация к Рабочей программе по биологии 5 - 9 классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного
Образовательного стандарта, Программы основного общего образования по
биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы
для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.- М.: Дрофа,
2012.- 383с. Структура Программы является формой представления учебного
предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику
организации учебно-методического материала. Содержание образования
предмета - биология.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях
живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и
умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной
жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания
курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи - отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: Признаки живых организмов;
Система, многообразие и эволюция живой природы; Человек и его здоровье;
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на
раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции,
приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Содержание
структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его
здоровье», «Общие биологические закономерности».
Структура дисциплины:
Общая трудоёмкость дисциплины:
5 класс Биология. Введение в биологию – 35часов в год (1 час в неделю);
6 класс Биология. Живой организм - 35 часов в год (1 час в неделю);
7 класс Биология. Многообразие живых организмов – 70 часов
часа в неделю);

в год (2

8 класс Биология. Человек - 70 часов в год (2 часа в неделю);
9 класс Биология. Общие закономерности – 68 часов в год (2 часа в неделю).

Цель изучения дисциплины.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
·
освоение знаний
закономерностях;

о

живой

природе

и

присущих

ей

·
овладения умениями применять биологические знания, работать
с
биологическимиприборами,
инструментами,
справочниками,
проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
·
развитие познавательных
творческих способностей;

интересов,

интеллектуальных

и

·
воспитание позитивного целостного отношения к живой природе,
собственному здоровью, культуры поведения в природе;
·
использование приобретённых знаний и умений в повседневной
жизни.
Обучение ведется по учебникам:
5 класс – Биология. Введение в биологию. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, М.:
Дрофа, 2013.
6 класс – Биология. Живой организм. Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2013.
7 класс – Биология. Многообразие живых организмов, В.Б. Захаров, Н.И.
Сонин, М.: Дрофа, 2012.
8 класс – Биология. Человек. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин, М.: Дрофа, 2012.
9 класс – Биология. Общие закономерности. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров,
Н.И. Сонин, М.: Дрофа, 2012.
Программа построена с учетом принципов системности, научности,
доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса.
Целибиологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений;
-приобщение к познавательной культуре как системе ценностей; -ориентация
в системе моральных норм и ценностей, признание высокой ценности жизни

во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей. В
качествеценностных ориентиров биологического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии. Основупознавательных ценностей
составляют научные знания и научные методы познания. Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.Эстетические
ценности предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии. Обучение
биологии должно быть направлено на достижениеличностных результатов:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни;
-реализация установок здорового образа жизни.
Метапредметнымирезультатами освоения программы по биологии являются:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих.
Предметныерезультаты
касаются
познавательной,
ценностно
ориентированной, трудовой, физической, эстетической сфер.

-

Основные образовательные технологии
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и
инновационные технологии развивающего, личностно-ориентированного,
дифференцированного,
коммуникативного,

проектного,

игрового,

информационно-

объяснительно-иллюстративного обучения и т.д. В старших классах
используются и вузовские технологии обучения в школе (уроки-лекции,
уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты)
Требования к результатам освоения дисциплины
Учащиеся в результате изучения биологии на базовом уровне должны
знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная
теория
Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов
Г.Менделя,

закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и
экосистем
(структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие
искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,
образование видов,
экосистемах и

круговорот

веществ

и

превращения

энергии

в

биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад
биологических теорий в формирование современной естественнонаучной
картины мира;
единство живой
отрицательное

и

неживой

природы,

родство

живых

организмов;

влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека;
влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции,
изменяемости видов,
нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
устойчивости и
смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы
скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления
мутагенов в

организмов

к

среде

обитания,

источники

окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах
своей
местности;

сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и
неживой природы,
зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и
агроэкосистемы
своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и
бесполое
размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и
происхождения

оценивать

различные

гипотезы

сущности

жизни,

жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения,
последствия
собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебных
текстах, справочниках , научно-популярных изданиях, компьютерных базах
данных,
ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений,
вирусных и других заболеваний, стрессов,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в
природной
среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми
продуктами;
Формы контроля
Терминологические диктанты, тест, проверочные , лабораторные работы,
опорные
схемы, устное сообщение на биологическую тему. В старших классах самостоятельная
работа (составление плана ответа, конспекта, подготовка реферата, доклада )
,
практическая работа, зачет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8928-243-87-87

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».